Борис Шойтов
На протяжении всей истории развития китайской медицины существовало большое количество мнений о природе, расположении, функции, симптоматике нарушений чудесных сосудов. Область клинического применения чудесных сосудов очень обширна, начиная от внутренних болезней, гинеко-урологических проблем, детских и инфекционных заболеваний и заканчивая психо-эмоциональными нарушениями.
Также чудесные сосуды играют ключевую роль в различных практиках ней дань (внутренней алхимии) – традиционных практиках психодуховного развития и самокультивации.
Иероглиф — 奇 – ци (qí; jī) – переводится как необыкновенный, необычайный, странный, удивительный, чудесный, непарный.
В двадцать седьмой главе трактата Нань Цзин говорится:
«Среди сосудов имеется восемь таких, которые называются чудесными каналами и не связаны с двенадцатью каналами-цзин.»
Каковы они?
Ответ: Имеются следующие чудесные сосуды: Ян-вэй, Инь-вэй, Ян-цзяо, Инь-цзяо, Чун, Жень, Дай, Ду.
Hи один из этих восьми сосудов не образует пару ни с одним из двенадцати каналов-цзин.
Потому они и называются чудесными или необычными сосудами».
ЧТО ТАКОЕ ЧУДЕСНЫЕ СОСУДЫ
Таким образом, речь не идёт о каких бы то ни было чудесах, а только о необычных функциональных свойствах данных сосудов.
Первые упоминания об чудесных сосудах находятся в Хуанди Нэй Цзин. Например, 60 и 65 главы Су Вэнь или 17 глава Лин Шу. Но в этом источнике информация о данных сосудах не систематизирована и не упоминаются все сосуды (не описаны подробно вэй май).
В трактате Нань Цзин чудесные сосуды упоминаются в трёх главах (27-29), где кратко описывается их природа, функция, траектория и симптоматика. Траектория вэй май не указана. Также в этих двух трудах не указаны способы работы с чудесными сосудами.
Впервые методы работы описаны Доу Ханьцином в книге “Чжэнь цзин чжи нань” (1295), где он описал восемь
объединяющих точек, которые позволяли комбинировать чудесные сосуды в известные в настоящее время пары. При этом он не связывал эти точки напрямую с чудесными сосудами, а указывал, что их эффективность связана с тем, что они находятся на пересечении основных каналов.
Впервые однозначно эти точки с чудесными сосудами были связаны Сю Фэном в книги “Чжэнь цзю да цюань”(1439).В этой книге описывается календарный метод расчёта открытых точек, который называется “Лин гуй ба фа”-восемь методов таинственной черепахи.
Этот метод основан на определённом сопоставлении, так называемых девяти дворцов (направление сторон света) и восьми гуа (триграмм Книги Перемен – И Цзин).Наиболее детальным трудом, описывающем как траектории, так и симптоматику чудесных сосудов является книга Ли Шичжэня – “Ци цзин ба май као” (1576-1578).
Эта работа рассматривает чудесные сосуды с точки зрения акупунктуры, траволечения и внутренней алхимии.
Клиническая работа с чудесными сосудами наиболее подробно описана в книге Ян Цзичжоу “Чжэн Цзю Да Чэн” (1601) Большие достижения Чжэн Цзю.
Применение чудесных сосудов в лечебной практике не было популярно до периода династии Мин (1368 – 1644). До Ли Шичжэня считалось, что чудесные сосуды являются “резервной” системой, в которую отводится излишек ци в случае её избытка в основных каналах. Данная идея основывалась на высказывании из 27 главы Нань Цзин:
Вопрос:
Если каналов-цзин двенадцать, а коллатералей-ло пятнадцать, тогда всех вместе будет двадцать семь, ци которых следует друг за другом вверх и вниз. В каком случае их ци не осуществляет связи с каналами?
Ответ:
Совершенномудрые объясняли это на примере уподобления сообщающейся /системе оросительных/ канав, по которым следует вода, обеспечивая или не обеспечивaя/плодородие земель/. Koгда Небо посылает дождь, тогда каналы переполняются. Когда некоторое время /дождь/ льет, как из ведра, /вода/ начинает течь напролом. Тогда даже совершенномудрые не могyт восстановить /прежней/ схемы /орошения/. Подобно этому, когда /ци/ в коллатеральных сосудах-ло переполняется, гoворят, что каналы-цзин не могyт восстановить своих /прежних/ связей.
В своей работе “Ци цзин ба май као” Ли Шичжэнь изменил эту концепцию, добавив по сути один иероглиф — 相 (сян) – взаимно, обоюдно. “…переполненная ци входит в чудесные сосуды, осуществляя взаимную ирригацию, изнутри согревая цзанфу-органы, а снаружи увлажняя кожу”.
Таким образом, можно говорить о базовой регулирующей функции чудесных сосудов.
В случае избытка в основных каналах, излишек ци поступает в чудесные сосуды. В случае недостатка в основных каналах, ци забирается из чудесных сосудов.
Некоторые современные специалисты не поддерживают эту точку зрения, оставаясь на позиции Нань Цзин и придерживаясь взгляда на чудесные сосуды как на систему резервуаров для отведения излишка ци.
Все чудесные сосуды имеют связь с Почками, которые в свою очередь связаны с юань ци и юань цзин (ци и цзин “прежних небес”). Поэтому можно говорить о влиянии чудесных сосудов на все прочие виды ци в организме и возможности воздействия через чудесные сосуды на более глубокие уровни нарушения, в частности конституциональный уровень. Это ещё раз подчёркивает основную регулирующую роль чудесных сосудов, а
также в известной мере позволяет говорить о том, что они отражают эволюционно-трансформирующую
динамику по отношению к человеческой природе, расовой принадлежности и полу.
Они дают возможность глубочайшего самоизучения и культивации личности.
Онтогенетически чудесные сосуды формируются раньше основных каналов (цзин). Будучи связаны с юань ци чудесные сосуды контролируют развитие эмбриона.
- Сосуд Управителя – Ду Май(Ян) контролирует заднюю часть тела
- Сосуд Зачатия – Жэнь Май (Инь) контролирует развитие передней части тела
- Чун Май проносит ци через центр тела,контролируя его развитие
- Янский пяточный сосуд – Ян Цзяо контролирует янские ци тела слева и справа
- Иньский пяточный сосуд – Инь Цзяо контролирует иньские ци тела слева и справа
- Янский связующий сосуд – Ян Вэй контролирует и развивает внешнюю часть тела (связан с ци Небес)
- Иньский связующий сосуд – Инь Вэй контролирует и развивает внутреннюю часть тела (связан с ци Земли)
- Опоясывающий сосуд – Дай Май связывает вместе все сосуды.
В первую очередь возникают Чун Май, Ду Май, Жень Май и Дай Май.
В рамках биодинамической краниальной модели существует концепция срединной линии (midline) как проявления направления организующих сил в период эмбрионального развития.
Именно первые три из указанных выше сосуда отражают роль срединной линии с точки зрения биодинамической краниальной концепции.
Практикующие биодинамический краниосакральный подход, перцептивно различают три срединных линии:
• Квантовую срединную линию
• Переднюю нотохордальную срединную линию
• Заднюю жидкостную срединную линию
Согласно биодинамической модели квантовая срединная линия генерируется внутри организующей матрицы (ordering matrix) и является центральной осью ориентирующей человека по отношению источника его творения. Все остальные срединные линии являются производной квантовой линии. Передняя нотохордальная (первичная) срединная линия является ориентирующей осью развития форм и мотильности тканей.
Эта линия имеет связь с нотохордом и проявляет себя вдоль центра тел позвонков и основания черепа.
Задняя жидкостная линия является организующей осью для жидкостных приливов и жидкостной мотильности как таковой.Она проявляет себя внутри невральной трубки эмбриона и желудочковой системы полностью сформированного плода.
В нашей первой книге говориться о том, что в методе SEST различные виды ци рассматриваются как различные формы внутритканевого движения.
В этой связи, с точки зрения SEST в случае избытка ци, т.е. чрезмерно усиленной внутритканевой подвижности, миофасциальные тракты (основные каналы), задающие вектор движения, не справляются с задачей поддержания динамического баланса и вынуждены передавать динамическую нагрузку на базовые центрально ориентированные структуры (чудесные сосуды), что также приводит их в состояние функционального избытка.
В противоположной ситуации, когда существует, например, торможение висцеральной мотильности, приводящее к ослаблению нормального тонуса миофасциальных трактов и ослаблению проявления векторов внутритканевого движения, активизация структур ассоциированных с чудесными сосудами, способствует перераспределению внутритканевой динамики, что нормализует динамический тканевой баланс.
Сосуды Чун Май, Ду Май и Жень Май также участвуют в распределении защитной ци (вэй ци) в области груди, живота и спины. Таким образом, эти сосуды играют роль в противостоянии, так называемым, внешним патогенным факторам. Кроме того, сосуды Жень Май и Ду Май участвуют в регуляции 7 и 8-летних циклов
развития и женщин и мужчин.
Более специфические функции каждого чудесного сосуда рассматриваются в соответствующих главах.
Материалы из
ОНЛАЙН ЖУРНАЛ©
SEST T I M E
ИЗДАНИЕ INTERNATIONAL SCHOOL OF SEST ©